Функциональная грамотность - ключевой ориентир для совершенствования качества образования Республики Казахстан потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.
Функционально грамотная личность - это человек:
ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;
способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
умеющий отвечать за свои решения;
владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
для которого поиск решения в нестандартной ситуации - привычное явление;
легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
владеющий современными информационными технологиями.
Результаты международных исследований (PISA, TIMSS) свидетельствуют о низком уровне сформированности у казахстанских школьников навыков сравнения, соотнесения, сопоставления, обобщения, нахождения точек соприкосновения между разнокачественными явлениями, а также представлениями, синтезированными на совокупности знаний различной природы. Школьники демонстрируют «отчужденность» приобретаемых знаний и умений. Они овладевают обрывочными сведениями о мире. Учащиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам.
Инновации в обучении математики связаны с актуализацией математической грамотности как составного компонента жизненных навыков. В исследованиях PISA под математической грамотностью понимается способность учащихся:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Из вышесказанного следует: функциональная математическая грамотность предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
Как развивать математическую грамотность учащихся на уроках математики? Мы предлагаем решение задач практического содержания. Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, которая раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.
Задачи с практическим содержанием целесообразно использовать в процессе обучения для раскрытия многообразия применений математики в жизни, своеобразия отражения ею реального мира и достижения таких дидактических целей как:
мотивация введения новых математических понятий и методов;
иллюстрация учебного материала;
закрепление и углубление знаний по предмету;
формирование практических умений и навыков.
Приведем примеры таких задач:

  1. Длина детской площадки 4 м, а ширина 3 м. Для безопасной игры необходимы резиновые коврики квадратной формы со стороной 2 дм. Сколько потребуется ковриков для детской площадки?

  2. Длина сада 50 м, ширина 40 м. На площади в 750 м2 этого сада растут ягодные культуры, а на остальной - плодовые деревья. Сколько квадратных метров занято плодовыми деревьями?

  3. Для строительства гаража можно использовать фундамент из пеноблоков. Для фундамента из пеноблоков необходимо 2 м3 пеноблоков и 3 мешка цемента. 1 м3 пеноблоков стоит 20000 тг, а мешок цемента стоит 1000 тг. Сколько стоит материал для строительства гаража?

  4. Для строительства сарая привезли 6 мешков цемента, по 50 кг в каждом, песка в два раза больше, а щебёнки в 4 раза больше, чем цемента. Для приготовления бетона израсходовали третью часть всех этих материалов. Сколько килограммов материалов осталось?

  5. Земельный участок длиной 200 м, а шириной на 100 м меньше необходимо огородить забором. Сколько потребуется заборных пролётов, если длина одного пролёта 2 м?

Известный математик Джордж Пойа говорил: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Систематическое использование на уроках математики задач и заданий практического содержания формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Методическая литература по функциональной грамотности
https://umckrg.gov.kz/files/loader/1624960751228.pdf